ОГЭ по русскому языку, это обязательный экзамен, который предстоит сдать всем выпускникам 9 классов. А чтобы сдать его успешно, необходимо понять критерии оценивания каждого из заданий.
Для поступления в профильные классы средней школы необходимо набрать 30 и более баллов за экзамен (не менее 80% от общей суммы первичных баллов).
Поступление в колледжи происходит по среднему баллу аттестата или по внутренним испытаниям.
Количество баллов за задания ОГЭ 2022
№ вопроса | Содержание | Среднее общее образование |
---|---|---|
1 | Краткое изложение по заданному тексту | 7 |
2-8 | Вопросы с выбором ответов из нескольких вариантов и с указанием собственного ответа | 7 (1 балл за правильно выполненное задание) |
9 | Сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем | 9 |
Грамотность | Учитывается сумма ошибок за изложение и сочинение | 10 |
Всего | 33 |
№ | Критерии оценивания сжатого изложения | Баллы |
---|---|---|
ИК 1 | Содержание изложения | |
Экзаменуемый определил и изложил основное содержание предоставленного текста, отразил все основные под темы, указанные в таблице*. | 2 | |
Экзаменуемый определил и изложил основное содержание предоставленного текста, но пропустил или добавил одну лишнюю под тему. | 1 | |
Экзаменуемый определил и изложил основное содержание предоставленного текста, но пропустил или добавил более одной под темы. | 0 | |
ИК 2 | Сжатие предоставленного текста | |
Экзаменуемый воспользовался одним или несколькими приёмами сжатия текста, применял их на протяжении всего изложения | 3 | |
Экзаменуемый воспользовался одним или несколькими приёмами сжатия двух под тем | 2 | |
Экзаменуемый воспользовался только одним или несколькими приёмами сжатия одной под темы | 1 | |
Экзаменуемый не воспользовался приёмами сжатия текста | 0 | |
ИК 3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения текста | |
Работа ученика имеет смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения: логических ошибок нет, последовательность текста не нарушена; в изложении нет нарушений абзацного разделения текста |
2 | |
Работа ученика имеет смысловую цельность, связность и последовательность изложения, однако присутствует одна логическая ошибка, и/или в работе присутствует одно нарушение абзацного разделения текста | 1 | |
Работа ученика имеет смысловую цельность, связность и последовательность изложения, допущена есть логическая ошибка, и/или в работе имеется более одного нарушения абзацного членения текста | 0 | |
Максимальная сумма баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 | 7 |
Оценивание тестовой части экзамена
Тестовая часть экзамена состоит из 7 вопросов по изученным ранее темам. За каждый правильный ответ экзаменуемый получает 1 балл. Разберем детальнее каждый вопрос.
Вопрос | Содержание | Балл |
---|---|---|
Вопрос 2. Синтаксический анализ текста | В задании дан небольшой отрывок текста, его необходимо проанализировать с точки зрения синтаксиса. Это может быть определение грамматической основы предложения, видов придаточной части сложноподчиненного предложения, второстепенных членов предложения или осложняющих конструкций. | 1 |
Вопрос 3. Пунктуационный анализ текста | Необходимо повести пунктуационный анализ данного текста: определить, где необходим знак препинания (запятая, тире, двоеточие), а где нет. | 1 |
Вопрос 4. Синтаксический анализ словосочетания | Задание проверяет навыки анализа словосочетаний с точки зрения синтаксиса: определять главное и зависимое слов, вид связи слов, умение перестраивать словосочетание. | 1 |
Вопрос 5. Орфографический анализ | Здесь необходимо знание правил орфографии, которые были изучены на протяжении всего периода обучения. | 1 |
Вопрос 6. Анализ содержания текста | Необходимо внимательно изучить текст и понять его смысл. Из указанных утверждений необходимо выбрать те, которые соответствуют тексту. | 1 |
Вопрос 7. Анализ средств выразительности | Необходимо определить предложения, в которых используется указанное в задании средство выразительности речи. | 1 |
Вопрос 9. Лексический анализ текста | Необходимо найти в тексте указанное в описание задания слово. Это может быть как троп, так и синоним, антоним. Или же в задании указано значение слова, которое нужно найти в определенных предложениях. | 1 |
Всего | 7 |
Оценивание сочинения
Задание 9 требует навыков правильно выражать свои мысли и строить рассуждение. В задании 9 есть три варианта сочинения, и экзаменуемый может выбрать любое из них. Критерии оценивания каждого немного отличаются друг от друга, но они имеют одинаковую структуру.
Критериии | Содержание | Баллы |
---|---|---|
Тезис | При написании сочинения, от вас требуется одно, четкое выполнение требований и рекомендаций указанных в задании: В 9.1 необходимо провести лингвистический анализ текста с расшифровкой термина и указанием его роли, В 9.2 дать правильный ответ на поставленный в задании вопрос по содержанию текста, В 9.3 необходимо расшифровать и дать комментарии к предложенному понятию | 2 |
Аргументы | Каждый тезис должен быть подтвержден. При доказательстве мыслей в первом абзаце важно не забыть привести примеры, важно ссылаться на текст. | 3 |
Логичность | Написанный вами текст должен быть ясен и не включать в себя логических неточностей. Важно правильно отмечать абзацы. | 2 |
Композиция | В сочинении должны присутствовать все основные компоненты текста типа рассуждения | 2 |
ИТОГО | 9 |
Грамотность является одним из решающих критериев при оценке работы. Если вы хотите получить высокую оценку, необходимо внимательно отнестись к правилам грамматики и речевому оформлению работы. Критерии оценки грамотности состоят из:
- Орфографическое оформление
- Пунктуационное оформление
- Грамматическое оформление
- Речевое оформление
- Фактическое содержание
Таблица баллов ОГЭ-2022 по русскому языку
Оценка | Первичный бал |
---|---|
2 | 0–14 |
3 | 15–22 |
4 | 23–28, из них 4 и более баллов за грамотность (по критериям ГК1—ГК4). Если по ГК1—ГК4 экзаменуемый набрал менее 4 баллов, ставится оценка «3» |
5 | 29–33, из них 6 и более баллов за грамотность (по критериям ГК1—ГК4). Если по ГК1—ГК4 экзаменуемый набрал менее 6 баллов, ставится оценка «4». |